?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Наверняка, вы слышали, что в фильмах Голливуда персонажей просчитывают. Именно поэтому они часто выходят яркими, живыми и достоверными. Фокус прост: персонаж должен соответствовать одному из классических психотипов.
Нам повезло стать допущенными к тайному знанию голливудских сценаристов (спасибо, CinemotionLab). Поверяя алгеброй к гармонию, мы обнаружили, что совершенно те же психотипы давно и успешно работают в литературе: от Уильяма Шекспира до Генри Лайона Олди и от Александра Дюма до Андрея Валентинова.


Этот пост является вводным в тему 9 психотипов (развернутый доклад мы делали на романном семинаре в Партените и будем делать в этом году на «Звездном мосту»). Тема объемная, в один или даже в три-четыре поста ее не уложить, будем постепенно раскрывать разные аспекты. Начнем с общих принципов.


Зачем понимать психотип героя?


Поведение героя меняется, порой до неузнаваемости: он потерял близкого человека или добился взаимности любимой женщины — это словно две разных личности. Но часть натуры остается неизменной всегда. Мы называем постоянную часть образа — стержнем характера.

Психотип — это стержень характера героя.

Шерлок Холмс во время расследования деятелен, способен проникнуть в самые изощренные планы преступников; когда же его способности не находят применения, он становится угрюм, неподвижен и склонен к саморазрушению.

Кстати, Холмс может развлекать себя наркотиками, а доктор Хаус — наркотиками и девочками. Но не наоборот! — а психотип у них одинаков. Почему так?



Понимая основу образа, его стержень, мы знаем, как поведет себя герой в той или иной ситуации, что он будет чувствовать и чего желать. Это позволяет осознанно подойти к разработке или доработке вашего текста.

Основа теории психотипов


Центральное понятие теории девяти психотипов — внутренний страх. Мы боимся очень разных вещей: список названий фобий займет не одну страницу (ранидафобия — боязнь лягушек, к примеру). Мы беспокоимся, опасаемся, нервничаем, переживаем. Но есть главный — глубинный страх. Откуда он берется, сказать сложно, но основа психотипа распознается уже в раннем детском возрасте, и никогда не изменяется. Главный страх можно осознавать или нет, с ним можно бороться и даже победить. Но он все равно будет определять личность человека на протяжении всей его жизни.

Примем за аксиому:
в каждом из нас сидит САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СТРАХ.



В теории психотипов все сводится к девяти основным страхам. Чтобы не навязывать лишние ассоциации, обычно их называют просто по номерам. Типы и их страхи мы перечислим завтра в конце всей статьи.

Начав от основного страха героя, мы понимаем:
— его внутреннюю, зачастую бессознательную цель;
— как он видит мир;
— какой выбор он делает в критической ситуации.

Рассмотрим подробнее.

Как действует страх?


Страх — это батарейка, он создает в человеке напряжение. Мне страшно, значит я буду предпринимать усилия, чтобы опасения не реализовались. Делать что-то, что устранит страх.

У героя могут быть тактические цели — простые и конкретные. Убежать от бандита, заработать на кусок хлеба, починить сломавшийся автомобиль. Гораздо интереснее цели стратегические — глобальные.

Постоянно существующий в человеке страх порождает внутреннюю мотивацию, глубинную цель героя — победить свой страх.



Определив, к какому психотипу относится ваш персонаж, мы сразу знаем чего он хочет в глубине души. А дальше остается понять — как это желание переплавится во внешние цели, которых он будет добиваться в рамках вашего сюжета.

(Важное замечание: эти страхи действуют на человека исподволь и даже осознание, какой ты тип — мало меняет дело. Постфактум ты понимаешь глубинные мотивы своих поступков, но — уже потом, потом!)

Пример (для типа 3):
У этого психотипа ключевой страх: «Быть «никем», неценным в отрыве от своих достижений», а значит его внутренняя мотивация: «Быть признанным, значимым человеком». Любую ситуацию будет (бессознательно или сознательно) рассматривать под ракурсом: «Делает ли это меня более ценным в глазах других людей?», «Увеличивает ли это мою значимость?», «Вырастет ли моя ценность (где-то)?». А уже понимая это — вы выстраиваете логику поведения своего персонажа.
Герой будет ставить себе цели в жизни (в ситуации) так, чтобы продвигаться в реализации внутренней цели.

Он отказался кому-то помогать, поскольку об этом никто не узнает? — Да запросто! Он много работает (и забывает про семью), раз ему пообещали что повысят в должности (и это станет признанием его заслуг)? — Это про него. А потом его не повысили (так вышло) и для него это жизненная трагедия… На фоне которой развод — фигня!



Замечание:
Всегда хороший вопрос про персонажа: «Почему происходящее — самое сложное испытание для него?» Зная архетип мы легко сформулируем общий ответ: «Потому что это в максимальной степени не дает ему достигнуть внутренней цели».



Самостоятельное задание:
Придумайте ситуацию, в которой описанному выше человеку, было бы максимально некомфортно. Что бы он не делал, не смог почувствовать себя значимым… и вы получите хорошую основу для произведения!




Продолжение — завтра...

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
Вадим Макишвили [makishvili.com]
Oct. 14th, 2011 07:42 am (UTC)
"Почему происходящее — самое сложное испытание для него?"

Задал себе этот вопрос и вдруг увидел провисы в моих персонажах. Увидел, как они могут и не могут действовать, согласно своим внутренним целям. Теперь мне придётся переписать огромные куски текста :)

Спасибо, заведу правило задавать себе этот вопрос о каждом персонаже.
ostrakon
Oct. 14th, 2011 10:31 am (UTC)
Радуемся за вас!
Вот ради таких моментов мы и ведем блог!
( 2 comments — Leave a comment )